Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности секции "Шахматная страна", возраст обучающихся 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности секции «Шахматная страна», возраст обучающихся 5 – 7 лет, срок реализации – 2 года, разработана на основе авторских программ И.Г. Сухина:

-   «Шахматы, первый год. Учусь и учу»; 

-  «Шахматы для самых маленьких»;

- «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы».

Программа опирается на современные достижения педагогики.

Направленность программы: физкультурно - спортивная.

Новизна: в основе Программы лежит инновационная здоровьесберегающая  педагогическая технология И.Г. Сухина - «Шахматно-задачная технология» и  система занимательных дидактических заданий и игр,  которые способствует наиболее полному раскрытию способностей детей и позволяет воплотить многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Отличительные особенности: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы. 

Программа является базовой для дальнейших занятий в секции по шахматам в начальной школе, так как развивает интеллектуальные способности детей и способствует формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Целесообразность:  

Шахматы в ДОО положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 

Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. 

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям - дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приемов для развития памяти, приемы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена так же наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. 

Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. 

Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. 

В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.

Программа направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы. 

Цель Программы -  развитие образного и логического мышления детей; нефорсированное, поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей «Шахматно-задачной технологии».

Задачи Программы:

- формировать ориентацию на плоскости, пространственное воображение;

- развивать основы аналитического мышления;Хочу такой сайт

- расширять возможности памяти;

- проявлять контроль за эмоциями и уважение к партнеру;

- улучшать социализацию замкнутых детей;

- развивать терпение, внимательность и собранность;

Прямая и косвенные задачи, которые решает Программа: практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса И.Г. Сухина оказалось возможным решить и главную задачу - обеспечить поэтапное развитие у воспитанников способности действовать «в уме» (значимую для системы образования) - и две косвенные: привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (значимую для системы спорта).

Таким образом, Программа направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.

Количество занятий в неделю – 1.

Количество занятий в год – 36.

Программой предусматривается  6 модулей из 24 тем. 

Содержание Программы соответствует интересам и потребностям дошкольников, учитывает реальные возможности их удовлетворения в ДОО, помогает ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует на самообразование и саморазвитие, обеспечивает целостность образовательного процесса, содействует эффективному решению преемственности при переходе из одной возрастной группы в другую.

Основой построения содержания Программы является психологический возраст ребенка. Такое структурирование по возрастам дает возможность выстроить перспективу и результаты развития каждого ребенка в каждой возрастной группе.

Программа адаптирована под каждую конкретную возрастную группу с учетом физиологических, возрастных, психологических и психических особенностей каждого ребенка, а также детей с ООП, ОВЗ и детей - инвалидов.

Содержание включает 6 модулей:

- «Шахматная доска»;

- «Шахматные фигуры»;

- «Начальная расстановка фигур»;

- «Ходы и взятие фигур» (основная тема учебного курса);

- «Цель шахматной партии»;

- «Игра всеми фигурами из начального положения».

Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. 


ДОП Шахматная страна Документ подписан электронной подписью Серийный номер 498303153163862419047617439719797899236556763126 Директор/Заведующий Алдакимова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 01.11.2023 11:31:17 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».