1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учете развития детей в рамках освоения воспитанниками Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, хранения информации в архивах на бумажных и электронных носителях Муниципального автономного дошкольного учреждения – детского сада № 50 (далее – Положение) разработано для определения порядка проведения учета индивидуального развития воспитанников Муниципального автономного дошкольного учреждения – детского сада № 50 (далее – МАДОУ). 1.2. Положение определяет порядок проведения процедуры индивидуального развития детей в рамках освоения ими Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ (далее – ООП – ОП ДО), назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в МАДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях. 1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); - Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15). 1.4. Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений МАДОУ и родителей (законных представителей) детей. 1.5. Реализация ООП – ОП ДО предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы МАДОУ. 1.6. Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации ООП – ОП ДО по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в МАДОУ. 1.7. В условиях МАДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 1.7. Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО). 1.8. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка; - оптимизации работы с группой детей. 1.9. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП - ОП ДО. 2. Цели и задачи оценки индивидуального развития детей 2.1. Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ОП ДО в МАДОУ. 2.2. Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории); - оптимизации работы с группой детей. Оценка индивидуального развития детей: - поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста; - учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях. 3. Организация проведения оценки индивидуального развития 3.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми ООП – ОП ДО, фиксируется в карте индивидуального развития ребенка, в которой отражаются результаты освоения ООП – ОП ДО. Ее ведение обязательно для каждого педагога МАДОУ. 3.2. Объектом мониторинга являются: физические качества детей - качества, характеризующие физическое развитие детей (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физические показатели; личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие; интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта); знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МАДОУ (с 7.30 до 18.00, исключая время, отведенное на сон). 3.3. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и «индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности, а для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (если таковые присутствуют) – 3 раза в год (в сентябре, январе и апреле текущего года). 3.3. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП - ОП ДО. 3.4. В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах индивидуального развития ребенка» и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. 3.5. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты индивидуального развития ребенка» (приложение № 1), утвержденной заведующим МАДОУ. 3.5. Ведение «Карт индивидуального развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника с момента поступления в МАДОУ и ведется на протяжении всего срока пребывания ребенка в МАДОУ, на электронном и/или бумажном носителях. Бумажный носитель карты индивидуального развития ребенка хранится в группе, которую посещает ребенок (ответственный за хранение - воспитатель группы). 3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Карте индивидуального развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности. 3.7. Сводные листы диагностики по возрастным группам хранятся в бумажном и электронном виде в методическом кабинете в течение 5 лет. 4. Права участников образовательных отношений 4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей МАДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. 4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности. 5.Обязанности участников образовательных отношений 5.1.Педагогические работники обязаны: - проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года), первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития, а для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (если таковые присутствуют) – 3 раза в год (в сентябре, январе и апреле текущего года); - вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ООП - ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате; - регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты индивидуального развития ребенка»; - обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в МАДОУ; - обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОО, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка; - ежегодно предоставлять заместителю заведующего отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ООП ДО ДОО в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет. 5.2. Педагог – психолог обязан: - вести учет индивидуальных особенностей детей в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах; - оказывать помощь воспитателям в проектировании индивидуальной траектории развития ребенка; - проводить психологическую диагностику только с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников. 5.3. Инструктор по физической культуре обязан: - проводить анализ качественных показателей образовательной области «Физическое развитие»; - давать рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работы по физическому развитию 5.4. Музыкальный руководитель обязан: - проводить учет освоения ребенком основных показателей раздела «Музыка» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»; - давать рекомендации воспитателю по музыкальному воспитанию ребенка. 5.5. Заместитель заведующего ДОО обязан: - обеспечивать наличие «Карт индивидуального развития ребенка» во всех возрастных группах МАДОУ; - проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ООП – ОП ДО на итоговый Педагогический совет; - осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации. 5.6. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. 5.7. Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг индивидуального развития ребенка проводится всеми специалистами МАДОУ, работающими с ребенком. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированности знаний и умений у детей дошкольного возраста, которые и являются критериями характера реализации ООП – ОП ДО. 5.8. Методической основой является пособие «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» автор-составитель Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. 5.9. Оценка индивидуального развития предполагает применение шкалы: - высокий уровень развития; - средний уровень развития; - недостаточный - требуется внимание специалиста. 5.10. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса 6. Контроль 6.1. Контроль проведения оценки индивидуального развития осуществляется заместителем заведующего посредством следующих форм: - проведение текущего контроля; - организацию тематического контроля; - проведение оперативного контроля; - посещение занятий, организацию режимных моментов и других видов деятельности; - проверку документации. 6.2. Воспитатели всех возрастных групп и специалисты МАДОУ в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами заместителю заведующего, который осуществляет сравнительный анализ оценки индивидуального развития, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию и зачитывает на итоговом Педагогическом совете МАДОУ. 7. Ответственность 7.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий МАДОУ. 7.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка. 8. Делопроизводство 8.1. Карта индивидуального развития ребенка является приложением ООП – ОП ДО и оформляется в соответствии с формой данного Положения. Карты индивидуального развития ребенка содержат следующие разделы: - титульный лист: фамилия, имя ребенка, дата рождения, дата поступления в МАДОУ; - сведения о ребенке - индивидуальные листы учета освоения образовательных областей ООП – ОП ДО; - рекомендации специалистов; - лист учета интересов, предпочтений и достижений ребенка. 8.2. Сводные листы диагностики результатов освоения воспитанниками ООП – ОП ДО имеют следующую структуру: - титульный лист; - сводные таблицы результатов освоения образовательных областей в учебном году. Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в МАДОУ или передаются в случае перевода ребенка из одной группы в другую. 8.3. Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у заместителя заведующего не менее 5 лет. 8.4. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего МАДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также ООП - ОПДО и Устава МАДОУ. 9. Заключительные положения 9.1. Положение вступает в силу с момента его утверждения заведующим МАДОУ в установленном порядке. 9.2. Внесения изменений и дополнений в Положение рассматриваются на Педагогическом совете, Совете родителей или общем родительском собрании, и утверждается приказом заведующего МАДОУ. 8.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Приложение 1 ФОРМА Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 50 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 144 А, тел. (343) 257 32 16 e-mail: mdou50@edueb.ru КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ – ДЕТСКОГО САДА № 50 Ф.И. воспитанника _______________________________________________ Дата рождения _______________________________________________ Дата поступления в МАДОУ № 50 ________________________________________________ 1. Пояснительная записка. Результатом освоения воспитанниками содержания ООП – ОП ДО является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. Оценка результатов освоения ОПДО осуществляется с целью оптимального проектирования образовательного процесса МАДОУ № 50. Карта индивидуального развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием и способствовать поддержке у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательного процесса в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Карта индивидуального развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ООП – ОП ДО, разработанной в соответствии: - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы. По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Периодичность заполнения карты индивидуального развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, май). При заполнении карты индивидуального развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика. Условные обозначения: - н.г. – начало года - к.г. – конец года. Методической основой является пособие «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» автор-составитель Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Оценка индивидуального развития предполагает применение шкалы: - высокий уровень развития; - средний уровень развития; - недостаточный - требуется внимание специалиста. 2. Сведения о ребенке Ран. возр. (2-3 г.) Н.г. К.г. Рост (см) Вес (кг) Гр. здоровья Нарушения: (зрения, осанки и др.) Другое Степень адаптации к условиям ДОУ (при поступлении) Ведущая рука Индивидуальные особенности Мл. гр. (3-4 г.) Н.г. Ср. гр (4-5 л.) К.г. Н.г. Ст. гр. (5-6 л.) К.г. Н.г. К.г. Подг. гр (6-7 л.). Н.г. К.г. 2. Индивидуальный лист учета освоения образовательных областей Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Критерии развития Ран. возр. (2-3 г.) Н.г. 1. Социально – коммуникативное развитие 1.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание 1.2. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание 1.3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание 1.4. Формирование основ безопасности Всего (среднее значение балла) 2. Познавательное развитие 2.1. Формирование элементарных математических представлений 2.2. Развитие познавательно – исследовательской деятельности 2.3. Ознакомление с предметным окружением 2.4. Ознакомление с социальным окружением 2.5. Ознакомление с миром природы Всего (среднее значение балла) 3. Речевое развитие 3.1. Развитие речи 3.2. Формирование интереса и потребности в чтении Всего (среднее значение балла) 4. Художественно – эстетическое развитие 4.1. Приобщение к искусству 4.2 Изобразительная деятельность 4.3. Конструктивно – модельная деятельность 4.4. Музыкальная деятельность Всего (среднее значение балла) 5. Физическое развитие 5.1.Становление ценностей здорового образа жизни 5.2. Формирование саморегуляции в двигательной сфере; развитие двигательной активности Показатели физической подготовленности (физические качества) - быстрота К.г. Мл. гр. (3-4 г.) Н.г. К.г. Ср. гр (4-5 л.) Н.г. К.г. Ст. гр. (5-6 л.) Н.г. К.г. Подг. гр (6-7 л.). Н.г. К.г. - выносливость - гибкость - сила - скоростная сила Всего (среднее значение балла) Подпись воспитателя и специалистов: 1. 2. 3. 4. Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей) 3. Рекомендации специалистов Возрастная группа Специалисты Музыкальной руководитель Подпись спец -а Инструктор по ФК Подпись спец-а Учитель логопед Подпись спец а Педагог психолог Подпись спец-а Дата озн-ния и подпись родителей Н.г. К.г. 4. Лист учета интересов, предпочтений и достижений ребенка Возрастная группа Интересы Предпочтения Достижения ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Рекомендации педагога – психолога _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации учителя логопеда_____________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Яркие индивидуальные особенности ребенка__________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись, расшифровка подписи педагога-психолога ____________________________ Подпись, расшифровка подписи зам. зав. ____________________________ Подпись, расшифровка подписи руководителя ОУ ____________________________ М.П