0
Годовой перспективный план работы
с родителями (законными представителями)
МАДОУ – детского сада №50
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Цель:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их
правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и
укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы построение взаимодействия с родителями (законными представителями):
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии
с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не
только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в
ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим
1
обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОУ и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: учет
особенностей семейного
воспитания,
потребности
родителей
(законных
представителей) в отношении
образования ребенка, отношение к педагогу и ДОУ, проводимым мероприятиям;
возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение
образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
учитываются особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями
развития детей.
Направления деятельность педагогического коллектива ДОУ по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ
данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и
развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей
(законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом
результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и
психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного
возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной
программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОУ; содержании и методах
образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование
родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОП
ДО в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со
сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам
воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских
деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных
мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных
представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку
2
и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОУ должно уделяться
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах здоровьесбережения ребенка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих
направлений просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребенка (рациональная организация режима дня ребенка,
правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности,
благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с
ребенком и другое), о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое),
наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии
с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных
задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а
также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном
влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования ITтехнологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания,
мышления; проблемы социализации и общения и другое).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения
детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам
профильных специалистов (медиков, психологов, физиологов и других).
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и
(или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями).
1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы,
социологические срезы, индивидуальные блокноты, педагогические беседы с
родителями (законными представителями); дни открытых дверей, открытые
просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинарыпрактикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные,
родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папкипередвижки для родителей (законных представителей); газету «Дружные ребята»,
издаваемую ДОУ для родителей (законных представителей), педагогические
3
библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОУ и социальные
группы в сети Интернет, VK и Сферум; медиарепортажи и интервью; фотографии,
выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и
детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера,
семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство
с семейными традициями и другое.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между
семьей и детским садом является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или
проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности,
ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей
(законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального
образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование
совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи
для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении
образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы,
приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от
стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий
сотрудничества позволяет педагогам ДОУ устанавливать доверительные и
партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно
осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели
взаимодействия ДОУ с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста.
№
п\п
содержание основных мероприятий
сроки
проведения исполнитель
диагностико-аналитическое направление
1
2
3
Разработка перспективного плана
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на
2024-2025 учебный год.
Разработка перспективного плана
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
находящихся с социальноопасном положении на 2024-2025 учебный год.
Сбор банка данных по семьям воспитанников.
Социологическое исследование социального
статуса и психологического микроклимата семьи:
- анкетирование, наблюдение, беседы
Август
Педагоги
ДОУ
Август
Педагоги
ДОУ
Сентябрь
Педагоги
ДОУ
просветительское направление
4
1
2
Наглядная информация
оформление информационных
уголков для родителей;
информация на сайте ДОУ, в
сообществе во ВКонтакте, родительских
группах;
информация в группах.
Привлечение родителей к участию в совместных
мероприятиях с детьми
День здоровья (осенний спортивный
праздник)
Спортивный праздник на улице
"Зарница"
«Папа, мама и я – спортивная
семья» (спортивный праздник ко
Дню защиты детей)
«Всемирный день здоровья» в рамках
недели здоровья
Мероприятия, посвящённые Дню
Победы
Участие в театральных
постановках на возрастных группах.
Интеллектуальные семейные
викторины на возрастных группах
«Космический турнир»
Выставки семейного творчества
«Осенние фантазии», «Настроение –
космос!»
В течение
года
Педагоги
ДОУ
В течении
года
Воспитатели
Конкурсы
Знакомство с семейными традициями
3
Родительские собрания:
Собрание №1. (общее)
1 . Анализ работы за прошедший учебный год.
2. Знакомство родителей с образовательной
программой и годовым планом ДОУ с учетом
ФГОС ДО и ФОП ДО.
3.Организация детского питания.
4. Выбор родительского
комитета. Разное.
Сентябрь
Заведующий
, педагоги
ДОУ
5
Собрание №2.
1.Интеллектуальное развитие ребенка дома.
2.Презентация настольных игр для умственного
развития
детей.
3. Краеведение или куда можно сходить с
ребенком в выходные
4. Безопасность ребенка – ответственность
взрослого
5. Разное.
Собрание №3.
1. Здоровьесбережение ребенка в ДОУ и дома.
2. Вредные привычки родителей и их
влияние на здоровье детей.
3. Опасные предметы или не оставляйте
ребенка дома одного.
4. Безопасность ребёнка пешехода и ребёнка
пассажира зависит от нас.
5. Разное
Собрание №4
1. .Подведение итогов за 2024-2025 уч. год
2. Отчеты родительских комитетов
3. Подготовка к летнему - оздоровительному
периоду. 5.Разное
4
Собрание №2 (общее)
1. Обеспечение единства подходов к
воспитанию и обучению детей в
условиях ДОУ и семьи
2. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма.
3. Питание в ДОУ.
Работа консультационного центра.
Февраль
Педагоги
ДОУ
апрель
Педагоги
ДОУ
Май
Педагоги
ДОУ
февраль
Заведующий
Ст.
воспитатель
В течении
года по
плану
Педагоги
ДОУ
Сотрудничество ДОУ и родителей в вопросах организации РППС и
образовательных мероприятий
6
6
Выставки
Оформление выставок совместных работ
(по плану группы)
Оформление фотовыставок
Оформление выставок детских
работ Проектная деятельность
Участие в проектной деятельности
группы, детского сада, города.
Совместная деятельность ДОУ и родителей по
организации РППС
Привлечение родителей к
благоустройству территории ДОУ
Участие в субботниках
Участие в ремонте групповых помещений
Участие родителей в вопросах
организации РППС
В течение
года
Педагоги
ДОУ
В течении
года
Завхоз
Педаг
оги
ДОУ
7