Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 50 620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 144 А Тел. (343) 257 32 16 mdou50@eduekb.ru Аналитическая справка о реализации Рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МАДОУ – детском саду №50 в 2022 – 2023 учебном году Деятельность МАДОУ – детского сада № 50 осуществляется в соответствии с Уставом и нормативно - правовыми документами. Воспитательно - образовательный процесс построен на основе Основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования МАДОУ – детского сада № 50. Реализация воспитательно - образовательного процесса в 2022 - 2023 учебном году была направлена на обеспечение всестороннего развития каждого ребенка с учетом его психического здоровья, физического и интеллектуального развития через качественную организацию образовательного процесса. В ходе реализации поставленной цели обеспечено качество дошкольного образования в МАДОУ – детском саду № 50 через модернизацию образовательного процесса с учетом ФГОС ДО. Воспитательный процесс в МАДОУ- детском саду № 50 реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей: предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). Основные направления воспитания в МАДОУ: - развитие основ нравственной культуры; - формирование основ семейных и гражданских ценностей; - формирование основ гражданской идентичности; - формирование основ социокультурных ценностей; - формирование основ межэтнического взаимодействия; - формирование основ информационной культуры; - формирование основ экологической культуры; - воспитание культуры труда. Реализовывать данные направления помогает применение в МАДОУ технологии развивающего обучения с использованием метода проекта, а также различные формы 1 активности детей и взрослых- акции, флэшмобы, семейные выставки – конкурсы, мастерские, турниры, развлечения и праздники... Педагоги, дети и родители активно участвовали в реализации серии экологический, социально- коммуникативных, познавательных, творческих и интеллектуальных проектах: - «Чистый Екатеринбург – забота каждого жителя»; - «День детской игры» - игры со скакалкой; - «История железного гвоздя»; - «Наследники Победы»; - «Люблю Урал, мой край родной»; - «Мы живем в Екатеринбурге» и др. Дети и родители приняли участие в выставках – конкурса семейного творчества: - «Осенние фантазии»; - «Настроение – КОСМОС!». Активно участвовали в акциях: - «Зажги синим»; - «Сдаем батарейки - спасаем природу!»; - «Подарок солдату»; - «День Земли» и др. Дети и родители активно участвовали в праздниках и развлечениях: - «День матери»; - «День защитника Отечества»; - «Масленица»; - «Космический турнир» и др. С детьми и педагогами были реализованы мероприятия, согласно утвержденному календарному плану воспитательной работы. Данные мероприятия способствовали решению задач патриотического воспитания, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового, а также этико эстетического. Реализация целей программы осуществляется через: - введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурноисторическим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее; - формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города Екатеринбурга, Свердловской области; - создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходитвокруг; - осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование); - создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявитьсвое творчество; - разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми: детско-взрослые (дети – родители - педагоги) проекты как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса; 2 - мини-музеи, выставки, экскурсии, акции (природоохранные, социальные) и т.д.; - кружки, студии, секции, в том числе затрагивающие краеведческий материал, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители); - клубные формы работы с родителями и детьми; - формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, поликлиника, стадион, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и др.): экскурсии, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья; Анализ воспитательной работы Анализ организуемой в МАДОУ воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательной работы, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными объектами анализа организуемого в МАДОУ воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с методистом с последующим обсуждением его результатов на заседании совета педагогов МАДОУ. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Инструментарий – педагогическая диагностика Е.Г. Юдина, Г.В. Степанова, Е.Н. Денисова – Обобщенная схема наблюдений и оценка социального развития в группе детского сада. % Показатели социализации (подготовительная группа) Идет на контакт Откликается на просьбы и замечания Действует сообща Принимает помощь Устанавливает дружеские отношения Действует под руководством 100% 100% 100% 100% 100% 100% 3 Действует самостоятельно Проявляет инициативу Контролирует свое поведение Конфликтует Улаживает разногласия Признает правила Сочувствует Подчиняет свои интересы интересам других Соблюдает очередь 93% 93% 100% 0% 93% 100% 100% 97% 100% Вывод: результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников имею положительные результаты. Однако есть проблемы по проявлению инициативы и самостоятельности. Данные проблемы обусловлены особенностями развития детей, а также недостаточным взаимодействием с родителями воспитанников. 2. Состояние организуемой в МАДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно - развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ методистом, специалистами и воспитателями. В МАДОУ – детском саду № 50 созданы все необходимые условия для комфортной и личностно – развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Показателями являются: - качество проводимых общесадовских мероприятий; - качество совместной деятельности воспитателей и родителей; - качество проводимых экскурсий, экспедиций, походов; - качество организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых были беседы с родителями, педагогами, анкетирование. По результатам бесед с родителями и педагогами, а также анкетирование – высокий уровень Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета педагогов МАДОУ. В результате анализа организуемой воспитательной работы в МАДОУ является выявление проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу: - привлечение большего количества родителей к воспитательной работе; - в отдельных случаях недостаточный уровень проводимых мероприятий; - в отдельных случаях недостаточная информированность заинтересованных сторон о событиях в МАДОУ; - привлечение социальных партнеров. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает региональную специфику Среднего Урала, а также специфику МАДОУ, ориентирована на реализацию подходов к ее построению и включает: - оформление помещений; - оборудование; - игрушки. Среда: - насыщена знаками и символами Уральского региона, города г. Екатеринбурга и МАДОУ; - отражает региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которой находится ДОУ; - экологична, природосообразна и безопасна; - отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; - обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, 4 освоения новых технологий; - обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражаются и сохранены в среде; - обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; - предоставляет ребенку возможность знакомства с особенностями региональной культурной традиции Среднего Урала; - насыщается игрушками, материалами и оборудованием соответствующим возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста с 4-х до 7(8) лет. Предметно-пространственной среда групп МАДОУ представлена: 1. ОО «Социально – коммуникативное развитие»: Тематическими «центрами» (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи), тематические зоны («Изба», «Подворье»). Тематическими наборы фигурок-персонажей разных исторических эпох и со масштабными им предметами оперирования («прикладом»). Альбом «За что люблю свой край», «Какими достижениями славится мой край», дидактическая игра «Добавь элементы костюма», портфолио детей, мини - музеи, дидактические картинки, иллюстрации, отражающие отношение людей к малой родине; высаживание деревьев и цветов, возложение цветов мемориалам воинов, украшение города к праздникам. Символика города, герб. Карта микрорайона, тематический альбом «Мой город». Фото альбом «Узнай свой город» Фотоколлаж участие в благотворительных акциях, фото выставки о жизни детского сада. выставки детских работ «Я вижу свой город таким», книжки – малышки, изготовленные детьми «История нашего города», «Мой город». 2. ОО «Познавательное развитие»: Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы», «Водоем» для ознакомления детей с природной зоной Урала. объекты для экспериментирования типа «проблемных ящиков»); коллекции камней, плодов и семян растений, образцы почв и т.п.. Инструменты и приборы (циркуль, лупа, весы, термометр и т.п.), простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр.). «Наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и исторических событий Урала. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. Иллюстрированные схемы-таблицы, графические «лабиринты», так и существующие во «взрослой» культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.) Условно-символические изображения, классификационные схемы, чертежи-карты и т.п. Коллекции монет, марок, книг, открыток, елочных игрушек и т.п. Изделия из металла, иллюстрации как добывают руду и выплавляют металл, фотографии картинки хвойного и лиственного леса Среднего Урала, коллекция уральских камней, художественные произведения Бажова П.П., Красная книга, муляжи, гербарии, которые используются в работе с детьми. 3. ОО «Речевое развитие»: Детско-взрослые проекты: «Моя коллекция», «Создание мини-музея», Альбом «Мы разные, мы вместе». Полочка любимых произведений художественной литературы о Урале, о родном городе. Книга сочинения детских стихов «Мой любимый город». Книжки-малышки, альбомы с участием в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины детей. Книги сказок, считалок, потешек, прибауток, пословиц, поговорок. Фоторепортажи «Моя семья», «Мой праздник», «Отдыхаем вместе». Кроссворды, ребусы, головоломки по произведениям уральских писателей: «Малахитовая шкатулка», «Золотой волос», «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Серая Шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Выставка книг уральских писателей: «Сказы П.П. Бажова»; Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка. Игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки. 4. ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Мини-музеи, выставки изделий 5 народных промыслов и ремесел Урала (уральская роспись на бересте, дереве, посуде, металлических подносах, каслинское литье). Уголок русской избы: домашняя утварь, деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы. Демонстрация детско-взрослых проектов «Народная кукла своими руками» Пособия, побуждающие к развитию восприятия музыки: магнитофон с кассетами, на которых записан разучиваемый детский репертуар, любимые детские песни, колыбельные песни; различные инструментальные, фольклорные произведения и т.п;. детские музыкальные, народные инструменты; музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Узнай инструмент по контуру» и др.; различные самодельные деревянные поделки, приближающиеся, например, к русским народным инструментам, издающие разнообразные звуки: барабанки, колотушки, свирели и т.п. Пособия, побуждающие детей к детской исполнительской деятельности: детские музыкальные инструменты на которых дети осваивают способы игры на них; дидактические пособия: нотный стан с нотами или другими фигурками (на липучках); «передвижка» с пуговицами - большими вверху, маленькими - внизу, натянутыми на вертикальные лески; «музыкальный конструктор», состоящий из 7 кубиков (прямоугольников) разной высоты и толщины, соответствующих 7 ступеням «музыкальной лесенки», на кубиках наклеены «ручные знаки». Пособия, побуждающие детей к музыкально-творческой деятельности: не озвученные балалайка, гармошка и клавиатура с нотами; элементы ряженья: платочки, косынки, кепки, ленточки, цветы, маски зверюшек и т.п., побуждающие к игровым и танцевальным импровизациям; различные детские музыкальные игрушки - инструменты для инструментальной импровизации; музыкально-творческие игры: «Сочини и спой песенку по картинкам», «Фольклорное лото», домино «Придумай песню», и т.п.; «Сложи и спой (или передай образ в движении под музыку) песенку знакомого персонажа сказки, музыкальное лото (после окончания игры каждый играющий импровизирует на каком-либо детском инструменте, а другие должны отгадать, о чем он играет, игра на пластическую импровизацию под музыку: по последовательности карточек игры ребенок под музыку выразительно передает движениями ход действий героя, а остальные дети должны отгадать и т.п. 5. ОО «Физическое развитие»: Игровые двигательные модули. «Тропа здоровья» (массажные сенсорные дорожки, коврики) атрибуты для двигательной активности). Алгоритмы, пиктограммы закаливания, умывания, одевания и раздевания. Выставки рисунков, коллективных коллажей, аппликаций о правильном питании. Детско-взрослые проекты о сохранении своего здоровья: «Я и моё здоровье»; «10 заповедей здорового образа жизни моей семьи»; «Я расту здоровым», «Я не болею». Музыкальный центр с дисками «Радуга звуков», «Уголок леса», «Шум моря». Иллюстрации, фотографии знаменитых спортсменов, спортивных команд края, моего города. Коллаж «Любимые виды спорта». Макет тела человека. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания: - наглядно – дидактические пособия; - плакаты; - альбомы. Анализ реализации календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы выстроен с учетом рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации и Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования на 2022 -2023 учебный год. В календарном плане воспитательной работы МАДОУ – детского сада № 50 нашли отражение знаменательные даты истории страны, а также международные праздники, а также события из традиций и праздников, уклада МАДОУ – детского сада № 50. На основе рабочей программы воспитания МАДОУ составлен календарный план воспитательной работы. План воспитательной работы выстроен на основе базовых 6 7