Положение об оказании логопедической помощи от 11 .01.2021.pdf

0

1.Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 50, осуществляющим
образовательную деятельность (далее - Положение) регламентирует деятельность
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детский сад № 50
(далее – МАДОУ), осуществляющего образовательную деятельность, в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи
(далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ
(в том числе адаптированных, если таковые реализуются).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р- 75
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного
образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»
- Уставом МАДОУ- детский сад № 50.
1.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим светом
и принимаются на его заседании.
1.4
Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
1.5. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Направления деятельности:
- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);
- коррекционно – развивающее (создание условий для эффективной коррекции недостатков
устной речи обучающихся с учетом их ведущего вида деятельности);
- информационно – методическое (для всех участников образовательных отношений):
а) составление
проектов
индивидуальных
маршрутов коррекции
и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
в) организация взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии
с требованиями к его оснащению;
д) сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ;
1

3. Организация рабочего времени учителя – логопеда и оказания логопедической
помощи
Учитель-логопед работает: в понедельник с 12.00 до 16.00 (на 1 ставку), с 12.00 до 18.00
(1.5 ставки), остальные дни с 08.00 до 12.00 (на 1 ставку) и с 08.00 до 14.00 (1,5 ставки). Работа
проводится согласно утвержденному заведующим графику оказания логопедической помощи
на логопедическом пункте.
В течение недели учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия
в соответствии с режимом занятий обучающихся на логопедическом пункте, что составляет 75%
от общего времени циклограммы учителя-логопеда, консультативно-методическая работа
с родителями и педагогами составляет 15% и заполнение документации - 10% от общего времени
циклограммы учителя-логопеда.
3.1 Логопедическая помощь в условиях логопедического пункта оказывается
на основании заключений психолого – медико – педагогической комиссии (далее – ПМПК) и
психолого – педагогического консилиума МАДОУ (далее – ППк) с учетом структуры речевого
дефекта обучающегося.
3.2. Дети со сложными речевыми нарушениями направляются на городскую ПМПК.
Родителям (законным представителям) обучающихся, имеющим заключение ПМПК
с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) рекомендуется
посещение дошкольных образовательных организаций с группами компенсирующей
направленности (приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2021 № 373).
В случае письменного отказа родителей (законных представителей) данных воспитанников,
учителем – логопедом разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
3.3. Список воспитанников на логопедический пункт утверждается распорядительным
актом заведующего.
Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки
речи которых препятствуют успешному усвоению образовательной программы МАДОУ или
вызывают вторичные нарушения социального характера.
3.4. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15.01. по 30.01 и с
01.09 по 15.09 текущего года, а также в течении года по необходимости.
3.5. Данные об обследовании на логопедическом пункте вносятся учителем- логопедом
в Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с
целью последующего распределения обучающихся по подгруппам в зависимости от структуры
речевого дефекта.
3.6. На каждого зачисленного на логопедический пункт ребенка заполняется
соответствующая документация: речевая карточка, речевая карта, индивидуальный
образовательный маршрут.
4. Порядок оказания логопедической помощи
4.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ независимо от его организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, если
таковые имеются.
4.2. При оказании логопедической помощи МАДОУ ведется документация согласно
приложению № 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом
МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания
логопедической помощи.
4.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:
2

- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии
с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 указанных обучающихся;
- количества обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
- количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
МАДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
4.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложение № 2 и № 3 к Положению).
4.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое в сентябре (с 1 по 15) и в мае (с 15 по 30).
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи
и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой
статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, оформлено обращение к учителю-логопеду. После
получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
4.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
заведующего МАДОУ.
4.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
4.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
МАДОУ.
4.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем3

логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
4.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №
5 к Положению).
4.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная.
4.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников МАДОУ, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся).
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы (консультационного центра) для родителей
(законных представителей);
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников МАДОУ;
- информационных стендов.
5. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
5.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ.
5.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных
групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие
образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и
нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не
могут посещать МАДОУ, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в
форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
5.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
Для детей, получающих образование вне МАДОУ (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих МАДОУ, также необходимо предоставление медицинской
справки по форме 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов";
5.4. Периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
4

речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия
могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
5.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
5.6 Предельная наполняемость подгрупповых занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования (при наличии
групп компенсирующей направленности в МАДОУ) - не более 6 человек;
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 6 человек;
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной МАДОУ.
5.7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта проводится в течение всего
учебного года после устранения нарушений речевого развития.
5.8. В случае длительного отсутствия положительной динамики родителям обучающегося
может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно – профилактические
учреждения для обследования врачами – специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом и другими) или в ПМПК для уточнения диагноза.
6. Руководство по оказанию логопедической помощи на логопедическом пункте
6.1. Общее руководство по оказанию логопедической помощи на логопедическом пункте
МАДОУ осуществляет заведующий.
Заведующий МАДОУ:
обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
- осуществляет подбор кадров для квалифицированной коррекционной работы по устранению
речевых недостатков;
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием и необходимыми
методическими, дидактическими пособиями.
6.2. Учитель - логопед:
- проводит занятия с детьми, в ходе которых осуществляется коррекционно - воспитательная
работа по преодолению речевых нарушений;
- осуществляет взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
коррекционной работы по преодолению дефектов речевого развития обучающихся;
- осуществляет взаимодействие со специалистами ПМПК, педагогами и специалистами
образовательных учреждений района и города, специалистами детской поликлиники, участвует
в работе психолого - педагогического консилиума. педагогических советов МАДОУ .
методических объединений учителей - логопедов (района, города);
5

- разъясняет участникам образовательных отношений задачи и специфику коррекционной
работы по преодолению дефектов речевого развития обучающихся;
- предоставляет до 30 мая текущего года ежегодный отчет о проделанной работе;
- несет ответственность за посещение воспитанниками занятий на логопедическом пункте.
6.3. Воспитатель, воспитаннику которого оказывается логопедическая помощь:
- планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей;
- учитывает индивидуальные особенности в формировании всех компонентов речи;
- воспитывает самоконтроль за речью.

6

Приложение № 1
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение № 2
Заведующему
МАДОУ- детский сад № 50
____________________________
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

7

Приложение № 3
Заведующему
МАДОУ- детский сад № 50
______________________________
от ____________________________
_______________________________
(ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я, __________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

_____________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ____________________________________
(нужное подчеркнуть)

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

8

Приложение № 4
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена педагогов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного
плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или
пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в МАДОУ:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых
ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна,
невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности
при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем)
- указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (диагностика, работы).
9

Приложение № 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».