Учебный план ОП ДО и пояснительная записка к нему 2023-2024

№ 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1018 «Об утверждении Федеральной образовательной
программы дошкольного образования» (далее – ФОП ДО).
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана
Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами:
- принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- принципом интеграции образовательных областей, содержания, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- принципом культуросообразности образования;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей
не только в рамках режима занятий обучающихся в образовательной деятельности (далее - ОД), но и
при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке- государственном языке России.
Программно – целевые основания (учебно-методический комплект (ОП ДО)
Учебный план разработан на основе:
- Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- части, формируемой участниками образовательных отношений - парциальных программ и методических пособий, выбранных участниками
образовательных отношений.
Для реализации ОП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и
особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено:
- по содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) парциальная программа
художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.;
- по содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно – модельная деятельность) парциальная
программа ««Умные пальчики»: конструирование в детском саду» Лыковой И.А.;
- по содержанию образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» (для детей 3-7 лет) Петерсон Л.Г,
Кочемасовой Е.Е.

С целью осуществления коррекционной работы в МАДОУ функционирует логопункт. Коррекционно–развивающая работа
осуществляется учителем - логопедом. Количество воспитанников – 37 детей.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия на логопункте проводятся малыми
подгруппами (2-3 воспитанника), которые формируются с учетом логопедического заключения, а также уровнем сформированности знаний,
умений и навыков детей, индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется
Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р – 75 «Об утверждении примерного положения
об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Положением об оказании
логопедической помощи МАДОУ – детского сада № 50. Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются
вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, получающих логопедическую
помощь). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка.
Коррекционная работа осуществляется на основе программ:
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.;
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3
до 7 лет, Нищева Н.В.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и способствует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному
развитию личности ребенка дошкольного возраста и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей- образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений; количественные характеристики с учетом СП 2.4.3648 – 20, СанПиН 1.2.3685 – 21)
Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее - УМК), отражает
образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует
ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план МАДОУ является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём
учебного времени, отводимого на проведение ОД. Данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
В соответствии с календарным учебным графиком образовательный период составляет 36 недель: с 01.09.2023 г.
по 31.05.2024 г.

МАДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с 7.30 до 18.00, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В МАДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности:
- группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) – 1;
- младшая группа (с 3 до 4 лет) – 1;
- средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1;
- старшая группа (с 5 до 6 лет) – 2;
- подготовительная к школе группа (с 6 до 7(8) лет) – 1.
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, а также
устанавливается соотношение между этими частями.
Возраст
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
не менее 60%
не более 40%
группа раннего возраста
1 парциальная программа
младшая группа
3 парциальные программы
средняя группа
3 парциальные программы
старшей группе
3 парциальные программы
подготов-ная к школе группа
3 парциальные программы
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
- обеспечивает вариативность образования;
- взаимодополняет содержание образовательных областей;
- отражает специфику детского сада;
- позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги;
- учитывает специфику национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с ОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность
по реализации 5 образовательных областей с выделением направлений образовательной деятельности (предложенных ФОП ДО):
СоциальноПознавательное развитие
Речевое развитие
ХудожественноФизическое развитие
коммуникативное
эстетическое развитие
развитие
1) в сфере социальных
1) сенсорные эталоны и
1) формирование
1) приобщение к
1) основная гимнастика
отношений;
познавательные действия;
словаря;
искусству;
(основные движения,
2) в области
2) математические
2) звуковая культура
2) изобразительная
общеразвивающие
формирования основ
представления;
речи;
деятельность;
упражнения, ритмическая
гражданственности и
3) окружающий мир;
3) грамматический строй 3) конструктивная
гимнастика и строевые
патриотизма;
4) природа.
речи;
деятельность;
упражнения);

3) в сфере трудового
воспитания:
4) в области
формирования основ
безопасного поведения.

4) связная речь;
4) музыкальная
2) подвижные игры
5) подготовка детей к
деятельность;
3) спортивные упражнения;
обучению грамоте;
5) театрализованная
4) формирование основ
6) интерес к
деятельность;
здорового образа жизни;
художественной
6) культурно-досуговая
5) активный отдых.
литературе.
деятельность.
В каждой образовательной области определены тематические блоки, которые взаимодополнены с учетом комплекса парциальных
программ и методических пособий в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» отражено в режиме
занятий обучающихся. Занятия используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной в обязательной части и
в части, формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого, в учебном плане отражены основные виды деятельности
в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей.
Реализация образовательной деятельности ОП ДО происходи неразрывно с воспитательным процессом.
Планирование в группах общеразвивающей направленности
Освоение ОП ДО осуществляется в обязательной части учебного плана в процессе ОД и совместной образовательной деятельности
взрослого и ребенка в ходе режимных моментов (далее СОД).
Начало занятий во всех возрастных группа не ранее 8.00 ч.
Окончание занятий при реализации образовательной программы дошкольного образования не позднее 17.00
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста:
- от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин.;
- от 3 до 4 лет – не более 15 мин.;
- от 4 до 5 лет – не более 20 мин.;
- от 5 до 6 лет – не более 25 мин.;
- от 6 до 7 лет – не более 30 мин.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста:
- от 1,5 до 3 лет – не более 20 мин.;
- от 3 до 4 лет – не более 30 мин.;
- от 4 до 5 лет – не более 40 мин.;
- от 5 до 6 лет – не более 50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна;
- от 6 до 7 лет – не более 90 мин.
Продолжительность перерывов между занятиями для всех возрастов – не менее 10 мин.
Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) в ОД рассчитывается суммарное время ее
использования на занятии:
- интерактивная доска (5-7 лет) – не более 7 мин. на занятии, не более 20 мин. суммарно в день;
- интерактивная панель (5-7 лет) – не более 5 мин. на занятии, не более 10 мин. суммарно в день.

Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий статистического характера проводятся физкультурные минутки.
Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой
трудности учебных предметов - образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей проводится в первую половину дня со вторника по четверг.
Возможность проведения занятий по физическому развитию на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется
по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения ветра).
Один раз в неделю для детей 5-7(8) лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе.
Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям в средней полосе РФ:
- без ветра: - 9 градусов;
- при скорости ветра до 5 м/с: - 6 градусов;
- при скорости ветра 6-10 м/с: - 3 градуса.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культуры проводятся в зале.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической
культурой составляет не менее 70%.
В образовательном процессе используется интегративных подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные
виды детской деятельности.
Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в процессе СОД.
Образовательную деятельность в группе осуществляют: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре.
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на Педагогическом совете и
утверждается приказом заведующего.

обра
зов.
деятсть

Учебный план образовательной деятельности
по реализации Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
на 2023-2024 учебный год
вид образовательной
вид деятельности детей
объем нагрузки в неделю/год
деятельности/
4 год
5 год
6 год
7 год
тематический блок программы
жизни
жизни
жизни
жизни
мл. гр

ср. гр.

ст. гр.

подг. гр.

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

познавательно-исследовательская
конструирование
коммуникативная
игровая

0,5/9
0,25/9
0,25/9
*

0,05/9
0,25/9
0,25/9
*

1/18
0,5/18
0,5/18
*

1/18
0,5/18
0,5/18
*

коммуникативная
познавательная
игровая
восприятие худ. литературы и фольклора

0,25/9
0,25/9
0,25/9
0,25/9

0,25/9
0,25/9
0,25/9
0,25/9

0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18

*

*

*
*
*

*
*
*

*
*
*
*
*

0,5/18
0,25/9
0,5/18
0,5/18
0,25/9
*
*
*
*
*

2/72
*

2/72
*

2/72
*

2/72
*

*

*

*

*

обязательная часть
социально-коммуникативное развитие
СОД в сфере социальных отношений
в области формирования основ гражданственности и
патриотизма
в сфере трудового воспитания
в области формирование основ безопасного поведения
познавательное развитие
ОД
сенсорные эталоны и познавательные действия
окружающий мир
природа
СОД конструирование
речевое развитие
ОД
развитие речи: формирование словаря
звуковая культура речи
грамматический строй речи
связная речь
подготовка детей к обучению грамоте
СОД активизация словаря
речевое творчество
культура речи (звуковая, интонационная)
речь как средством общения и культуры
интерес к художественной литературе
художественно-эстетическое развитие
ОД
музыкальная деятельность
СОД приобщение к искусству
театрализованная деятельность
культурно – досуговая деятельность

игровая
коммуникативная
самообслуживание и элем. бытовой труд
познавательно-исследовательская
музыкальная
изобразительная
восприятие худ. литературы и фольклора

изобразительная
музыкальная
познавательно-исследовательская
игровая

коммуникативная

*

*

*

физическое развитие
ОД
физическая культура в помещении (основная гимнастика,
двигательная
3/108
3/108
2/72
подвижные игры, спортивные упражнения)
игровая
познавательно-исследовательская
физическая культура на воздухе (основная гимнастика,
1/36
подвижные игры, спортивные упражнения)
СОД формирование основ здорового образа жизни
*
*
*
активный отдых
*
*
*
часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализуется в совместной деятельности взрослого и детей ежедневно в объеме не более 40% от общего объема ОП ДО:
познавательное развитие
математические представления.
познавательно-исследовательская
1/36
1/36
1/36
(парциальная образовательная программа математического
конструирование
развития дошкольников «Игралочка» (для детей 3-7 лет) Петерсон коммуникативная
Л.Г., Кочемасова Е.Е.)
игровая
художественно-эстетическое развитие
изобразительная деятельность:
изобразительная
предметное рисование
музыкальная
1/36
1/36
2/72
лепка
познавательно-исследовательская
0,5/18
0,33/12
0,5/18
аппликация
игровая
0,33/12
0,5/18
(в т.ч. прикладное творчество, народное декоративно –
коммуникативная
прикладное творчество)
(парциальная программа «Цветные ладошки», Лыкова И.А.)
конструктивная деятельность
конструирование
0,5/18
0,33/12
1/36
(парциальная программа «Умные пальчики»: конструирование в
детском саду, Лыкова И.А.)
10/360
10/360
14/504
Максимально допустимый объем образовательно нагрузки в неделю/объем в год
не более не более
не более
Продолжительность занятий (СанПиН1.2.3685 – 21)
15 м.
20 м.
25 м.

*
2/72
1/36
*
*

2/72

2/72
0,5/18
0,5/18

1/36

15/540
не
более
30 м.
* Реализуется через интеграцию образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности

детей.

Учебный план образовательной деятельности для группы раннего возраста на 2023-2024 учебный год
СОД

образовательная область
социально-коммуникативное
развитие

вид детской деятельности
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого
-самообслуживание и действия с бытовыми предметами –орудиями

кол-во
*

ОД

познавательное развитие (сенсорные
эталоны и познавательные действия;
математические представления;
окружающий мир; природа.)
речевое развитие
(формирование словаря; звуковая
культура речи; грамматический
строй речи; связная речь; интерес к
художественной литературе)
художественно-эстетическое
развитие
(приобщение к искусству,
конструктивная деятельность,
музыкальная деятельность,
театрализованная деятельность,
культурно-досуговая деятельность)
физическое развитие
(основная гимнастика, подвижные
игры, формирование основ здорового
образа жизни)

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
-экспериментирование с материалами и веществами

1/36

-общение
-восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

2/72

- восприятие смысла музыки

2/72

двигательная активность

3/108

часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализуется в совместной деятельности взрослого и детей ежедневно в объеме не более 40% от общего объема ООП–ОП ДО:
«Художественно-эстетическое развитие»:
экспериментирование с материалами и веществами
изобразительная деятельность ( рисование,
лепка)
парциальная программа «Цветные ладошки»
Лыкова И.А.
Максимально допустимый объем образовательно нагрузки в неделю\объем в год
Продолжительность занятий (СанПиН1.2.3685 – 21)

2/72

10/360
не более
10 мин.
* Реализуется через интеграцию образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности
детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».